Касса (Пн-Вс: 11:00 - 19:00):
8 (4822) 32-09-09   8 (4822) 32-22-92

Театр юного зрителя

Официальный сайт Тверского театра юного зрителя (ТЮЗ)

http://www.tuz-tver.ru/

Касса: (4822) 34-97-03, 32-22-70

В далеком 1932 году по стране открывались театры для детей в Москве и Ленинграде, Тбилиси и Киеве. И в городе Калинине (справка: в 1931 году Тверь переименовали в город Калинин) появился театр для подрастающего поколения. Через три года, в 1935 году, театр обрел собственный дом, а спустя еще два года он твердо встал на ноги. И этим он обязан пришедшим в театр директору И.А. Чарину, молодому режиссеру, воспитаннику школы Московского Камерного театра – Ю.П. Киселеву и группе молодых актеров. Эти люди, а также работавшие здесь художник А.З. Бриклин и композитор Е.П. Каменоградский прославили наш театр и город на всю страну.

«В этом году постановкой «Фриц Бауэр» начал свою работу впервые организованный в гор. Калинине театр Юного зрителя. Театр – это новая форма театральной работы, впервые появившаяся в Сов. Союзе...» («Пролетарская правда» от 14 января 1932 года).

Каждый сезон в театре появлялось семь-восемь новых спектаклей. И практически в каждой рецензии выражалось удовольствие от встречи с молодой талантливой труппой, отмечался несомненный успех постановки. В 1938 году Юрий Петрович Киселев сменил Николая Сергеевича Градовского на посту художественного руководителя.

В конце 30-х годов в жизни детских театров страны произошло событие – Первый Всесоюзный смотр театров юного зрителей. Смотр проводился в два тура: первый шел на местах, в нем приняли участие 52 театра из 65, официально числившихся в государственной сети, второй, заключительный тур проходил в Москве. Его участниками должны были стать лучшие коллективы, победители первого тура. Количество кандидатов на заключительный тур жюри ограничило семнадцатью, включая пять московских театров и два ленинградских. В числе лучших оказался и наш театр.

На Всесоюзном смотре Калининский ТЮЗ показал две постановки – «Сказку» Светлова и «Сказку о храбром Кикиле» Гамрекели и Нахуцришвили. Оба спектакля были поставлены Киселевым в декорациях Бриклина, с музыкой Каменоградского.

Светловская «Сказка» прозвучала у калининцев поэтично и взволнованно, – отмечали критики. Спектакль подкупал слаженностью актерского ансамбля, в котором особенно выделялась С.М. Фомина, показавшая себя отличной актрисой-травести в роли Шурика. С еще большим успехом прошла «Сказка о храбром Кикиле». После того, как закончилось выступление калининского театра на кремлевской сцене, за кулисы поднялся Михаил Иванович Калинин. Он поздравил артистов с успехом, поблагодарил их и пожал им руки. А потом, уже на перроне вокзала в городе Калинине, артистов встретил председатель исполкома, а может, другой городской начальник – на этот счет достоверных сведений нет – и тоже пожал им руки. Вложив при этом в их ладони – а это уже совершенно достоверно – ключи от квартир. Но уже через полгода началась война, театр закрылся, значительная часть труппы ушла на фронт, и чудесным образом появившиеся ключи не открывали дверей.

Не только наш театр постигла печальная участь – большинство ТЮЗов европейской части Российской Федерации к июлю 1941 года были распущены. К концу 1941 года в Советском Союзе остался всего двадцать один детский театр. И во многих городах есть даты возрождения детских театров, пропавшие годы являются трагическими обстоятельствами жизни, но отсчет ведется с самых первых дней существования.

Поэтому следующая дата – дата возрождения Калининского театра юного зрителя – считается год 1960.

Итак, 1 октября 1960 года в Калинине вновь открылся театр юного зрителя. За год до этого события вовсю шла работа – ремонтировалось здание, в котором должен разместиться театр, подбирался репертуар, репетировались пьесы. Этот год да еще лет пять после открытия театра были самыми яркими, удачными и праздничными. А благополучными не были никогда. Разве что в те дни-недели, предшествовавшие открытию да еще чуть-чуть после того. Чего-чего, а ровной судьбы не было. Все знающие этот театр могли наблюдать, как его взлеты, сменялись периодами тревожного безвременья. Было время, когда он лидировал по главным показателям среди детских театров страны, уступая, может, только известному саратовскому ТЮЗу, который возглавлял тот самый Юрий Петрович Киселев, но уже удостоенный званиями и регалиями. И в театральных журналах печатались рецензии на спектакли Калининского ТЮЗа, и на площади Ленина нашего города у здания задолго до спектакля стояла неизменная толпа – и люди спрашивали лишний билетик. А вечером, после окончания спектакля, в зрительном зале разгорались горячие споры – о самом важном: о судьбах страны, о призвании человека, о смысле жизни и, конечно же, обсуждался сам спектакль. Милые, почти детские споры далеких 60-х, как нигде более уместные именно в стенах этого театра. Прелестное время разговоров, разговоров, и... надежд. «Звонким» театром назовет его заслуженная артистка России Ольга Ефимовна Солодухина. «Да, это были лучшие его годы», – вспоминает артист Борис Васильевич Свентицкий. «Если бы Маршак не ушел тогда, если бы он остался, – говорит артистка Дина Алексеевна Серебрякова, – все сложилось бы иначе...»

И если бы не война, продолжим, не закрылся бы ТЮЗ, и не уехал бы Киселев со своей командой в Саратов, а остался бы здесь, и здесь получил бы Лауреата Государственной премии и звание «Народного артиста», а театр стал бы академическим, и начальники от культуры не кривили презрительно губы: «Тоже мне театр – ТЮЗ! зайки-белочки!» Ах, да что говорить... И не здесь, и не так – печально, несуразно, если не сказать: трагично – завершился бы длинный и яркий творческий путь Николая Яковлевича Маршака. Детский до трогательности, толстый и невероятно добрый, этот немолодой человек ходил по начальникам и просил дать ему еще поработать. Он не просил о том, чтобы остаться в театре главным режиссером, он просил дать ему возможность доделать не им начатый спектакль. Не дали, уехал в Тулу, чтобы вскоре там умереть.

Открытие театра всегда событие. А тем более, когда делает это Народный артист Грузинской ССР, человек, который основал в двадцатых годах детский театр в Грузии, само имя которого привлекает внимание. Родной брат того самого Маршака, Самуила Яковлевича, Николай Яковлевич от родства почему-то категорически отказывался. Но все окружавшие его знали доподлинно, что – брат, и понимали, что имеют дело с семейной тайной.

Николай Яковлевич, радуясь возможности продолжить дело своей жизни в новом театре, привез с собой в Калинин большую группу молодых актеров из Ленинграда и Ярославля. Вместе с ним приехала Даниэль Александрова, молодой ленинградский режиссер, из Рязани пригласил знакомую по Тбилиси Ольгу Ефимовну Солодухину, из Калининского драмтеатра – Марию Васильевну Бурмистрову и Константина Андриановича Крайнова и – труппа, прекрасная, сильная, одних героев, молодых ребят ростом под два метра, четыре человека – была готова к работе. За полгода было сделано восемь постановок. Днем репетировали, по ночам, сидя на полу в общежитии, в темноте, если не считать светом включенную газовую плиту, читали стихи. Обязательным участником таких «голубых огоньков» был Николай Яковлевич. Все индивидуальные, все талантливые, молодые и – жестокие. Трудно сказать, да и не нам судить мастера, решать степень его творческих возможностей, просто вспомним то, что произошло: многим молодым Николай Яковлевич показался слишком старым. Он хотел ставить старые сказки, а им хотелось нового, необычного, им грезился современный театр, «Современник» на калининский манер.

Работа нового театра только началась, ажиотаж вокруг него в городе не спал, а несколько молодых актеров уже оставили Калинин, перебрались в Ленинград. Труппа стремительно обновлялась, пришли люди, у которых было сильнейшее желание играть на сцене, но не было соответствующего образования – только опыт самодеятельных студий. И когда через полгода безначалия в театр пришел новый главный режиссер, со всей остротой встал вопрос о профессиональном образовании актеров.

ЯшининаЛидия Александровна Ящинина стала тем человеком, от одного упоминания о которой – спустя много лет! – теплеет взгляд и на лице появляется улыбка. Пусть не прозвучат эти слова пафосными: в ее жизни театр был всем. У нее, кажется, даже кабинета не было – она жила театром, жила в нем чуть не буквально, была везде – в зале, гримерках, курилке. Она была хорошим, сильным режиссером, и, что важно, педагогом, о котором можно только мечтать. Уже через год она, создав вечернее отделение театрального училища имени Щукина, стала для своих студентов мастером, почти матерью. Она возила своих ребят на московские премьеры и выставки, говорила с ними о театре, искусстве и жизни. Она проработала в театре несколько лет, выпустила курс и уехала в Челябинск, в институт культуры. Преподавательская деятельность стала для нее главным делом.

Тех, кто пришел тогда, в начале 60-х, в театр и остался в нем надолго, если не навсегда, таких немного. Артистов, благодаря которым сохранялась преемственность. Поэтому стоит назвать всех. Бурмистрова Мария Васильевна, Крайнов Константин Андрианович, Яковлев Виктор Иванович, Серебрякова Дина Алексеевна, Григораш Виталий Кириллович, Свентицкий Борис Васильевич, Миронова Маргарита Петровна. Более тридцати лет отдала этому театру заслуженная артистка России Ольга Ефимовна Солодухина. Все эти годы она была ведущей актрисой театра, человеком, который решал самые важные внутритеатральные вопросы, наставником и педагогом молодежи. Стали взрослыми, состоялись как актеры и режиссеры ее вчерашние ученики, студийцы и школьники. И по сей день она преподает в средней школе театральное дело и учит детей любить это искусство.

Летом 1968 года труппа знакомилась с новым главным режиссером – Романом Григорьевичем Виктюком. Сейчас имя это известно всему миру, а тогда... Впрочем, уже с первых репетиций все почувствовали, что столкнулись с чем-то необычным. Новый главный был молод, длинноволос, темпераментен. Кричал актеру: «Гений!», а если что-то не нравилось, метался по залу, кидался стульями. Он говорил странное: «Так, от портала к порталу – флюидочки, пошли флюидочки». «Что еще за флюидочки такие?» – недоумевали актеры. «Чичирки», «манюрки», какие-то непонятные непристойные слова, необычные мизансцены, другая, непривычная актерская пластика. Слишком много нового... Он ввел понятие воздуха, атмосферы, с его приходом в спектаклях появились паузы, что было почти сенсацией. Постановки Виктюка уже тогда поражали яркостью, открытостью. Музыка в спектаклях стала действующим лицом, не просто приложением к словам и действию. На репетиции Виктюка можно было ходить как на самостоятельное зрелище. И ходили. Виктюк позволял присутствовать при интимном процессе, акте рождения своего спектакля. Зрительный зал во время репетиций был полон. Виктюк – разорвавшаяся бомба, бритва обоюдоострая, с чем еще сравнить это явление, как назвать этого пришельца из будущего?

Приходили актеры, уходили актеры, в среднем каждые три-четыре года в театре появлялся новый главный, и тогда надежды на лучшую участь вспыхивали с новой силой. Дети любили тот такой театр. Открыв рот, смотрели они, как яблочко само по себе катится, а цветочек порхает в воздухе. А потом уже задавались вопросом, а как же все это делается. И опять приходили на «Аленький цветочек», чтобы каждый раз, замирая, удивляться превращениям и чудесам. Главный режиссер Виктор Антонов всем спектаклям предпочитал детские, им уделял он особенное внимание. В этом смысле свое название – театр ЮНОГО зрителя – театр оправдывал, может быть, как никогда. Впрочем, хорошо делал он не только детские постановки – на его «Сирано де Бержерак» очередь в театральную кассу занимали в четыре утра и, как во времена Виктюка, трудно было достать билет. А еще появлялись уникальные постановки Эмиля Михайловича Херсонского. Несколько лет проработав очередным режиссером, он так и не дождался квартиры, так и не стал главным, оставив о себе хорошую память, уехал. А его спектакли шли еще много лет. Свою первую роль в калининском ТЮЗе молодой актер Витя Дегтярев получил у Херсонского, в спектакле «Не все коту масленица». Добрую память оставил о себе спектакль «Пеппи Длинныйчулок», главную роль в котором много лет азартно играла Галина Лебедева. Помнят зрители тех лет и такие спектакли, как «Бонжур, месье Перро!», «Емелино счастье», «Поговорим о странностях любви». Но самым смелым и ярким спектаклем тех лет стала «Ночная повесть», где тема неофашизма впервые была заявлена так остро и прозвучала так современно.

Хлёстов и Богатырев. Имена этих людей, бывших когда-то в калининском ТЮЗе главными режиссерами, вызывают на удивление противоречивые мнения артистов, их знавших. И, тем не менее, если попытаться несколькими быстрыми штрихами набросать их портреты, получится что-то вроде этого: интеллигентный, мягкий, поклонник Эфроса, сторонник подробной и скрупулезной работы – Богатырев. Матершинник и пьяница, режиссер-новатор, невероятно талантливый парень – Хлёстов. Они ушли из театра не по своей воле. Но это истории не для всех – такие уж были времена.

Театр периода Сергея Кузьмина шагал, говоря языком ушедшей эпохи, в ногу со временем. Временем надежд, пусть бесплодных, ожиданий, пусть не оправдавшихся, взлета, радости, ощущения наступившей, наконец, свободы. Все в театре происходило на фоне перестройки в стране и было ему очень созвучно. Все поменять, отказаться от изжившего себя старого! Какие сногсшибательные планы строились! Какие невиданные спектакли обещались! Вот только названия будущих постановок: «Задонщина», «Лолита», «Борис Годунов», «Бесы», «Марсианские хроники». В планах – постановка по произведениям советских газет «Тринадцатый этаж» и ... «Евангелие». Эти спектакли зритель так и не увидел. Но зато театр бурлит и пенится, жизнь бьет ключом, рождаются и скоропостижно умирают разнообразные проекты. Руководство театра свою политику определяют емким словом «поиск». Один за другим создаются так называемые самостоятельные работы – артистам дана свобода ставить спектакли, пробовать себя в режиссуре, играть то, что давно хотелось. Эти работы пополняют репертуар театра и привлекают зрителей новизной.

Кто-то, вспоминая время «раннего» Кузьмина, скажет, что в театр тогда пошел зритель, и тут же назовет «Незнакомку» и «Интердевочку». Первая постановка нового главного в Твери – «Незнакомка» – действительно была очень любима старшеклассниками. Другой, опровергая, заметит, что в театр ходили всегда, а невероятный фурор, который вызвала «Интердевочка» в постановке Крейндлиной объясним попаданием в тему: запретная тема «валютная проституция», действительно вызывала жгучий всеобщий интерес. Но и без того сама постановка стала, несомненно, событием. Если говорить об удачных постановках, нельзя не назвать «Тряпичную куклу».

Еще одно событие в театре открылась Малая сцена спектаклем «Красный уголок». Из Италии приезжает режиссер Франко Пассаторе и ставит здесь «Стулья», спектакль фантастический, непохожий ни что. Он прошел только десять раз и его сняли. А жаль! Но вместе со «Стульями» закрылась и Малая сцена. Стены осыпались, пол грозился провалиться. Не только Малая сцена, все здание стало слишком быстро ветшать, то здесь, то там валилась штукатурка, а денег не ремонт не было.

В конце 80-х (сезон 1986-87) в театр пришли десять молодых актеров. Половину труппы составляла молодежь в возрасте до тридцати лет. Тогда же еще была возможность ездить на гастроли, что для всего театра являлось источником радости. Привлекала возможность посмотреть новый город, сменить обстановку, опять же суточные – два рубля шестьдесят копеек в день. А публика тоже любит все новое, радуется любым гастролерам, и в залах всегда аншлаги. Список городов, принимавших наших артистов, немал. Театралы городов Украины и Северо-Запада России и Поволжья, Прибалтики и обеих столиц сохранили добрую память о калининском ТЮЗе.

ЛеляноваВ 1992 году в театр пришла режиссер-постановщик Лариса Лелянова. Этот период в жизни театра – особенный. Начался он в смутное, неопределенное время безвластия, безденежье. И в этот период Л.Лелянова приступила к постановке спектакля по пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца». Художник-постановщик артист театра Александр Евдокимов (это была его уже вторая в этом качестве работа). И вот, огромная кровать посреди сцены, которая становится столом, а потом – гробом. И маленький человек Семен Семенович Подсекальников со своим вопросом: «Сколько времени?»... И нет этого обязательного изображения нэпманского быта, и трубу взяли из запасов (шел когда-то в театре спектакль «Кто этот Диззи Гиллеспи?»), и полосатые брюки из «Моей прекрасной леди» надел Подсекальников. И Борис Гребенщиков подарил свою музыку театру. И о спектакле громко заговорили, театр ожил и пошли в ряд постановки за постановками!

Спектакли ЛеляновойСформировался достойный репертуар, спектакли получили высокую оценку специалистов. В феврале 2000 года театр принял участие сразу в двух международных фестивалях – в проходившем в Старой Руссе IV Международном фестивале камерных спектаклей, посвященных творчеству Ф.М. Достоевского, и в Санкт-петербургской «Радуге». В октябре 2001 года ТЮЗ вывез «Кабалу святош» в Воронеж на второй международный фестиваль «Театр детства и юности – XXI век». Честь открывать театральный форум была предоставлена «яркому, оригинальному, очень зрелищному и театральному спектаклю Тверского ТЮЗа». По отзывам всех свидетелей этого события, такого фурора не ожидал никто, таких аплодисментов не вызывал никакой другой театр.

В 2003 году ТЮЗ отметил 70-летие! В переполненном зале, – ветераны сцены, начальники, друзья театра, журналисты, цветы, аплодисменты, подарки.

Надо отметить, что постановки Л.Леляновой следующих двух лет привлекали к себе внимание не только зрителей, но и маститых критиков, и театроведов. Это выразительные по форме спектакли и феерические музыкальные шоу, которые крупными буквами вписаны в историю театра. Постановки «Чума на оба ваши дома» Г. Горина, «Самоубийца» Н. Эрдмана, «Русалочка» Г.–Х. Андерсена, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Всё о'кей!» М. Бартенева, «Кабала святош» М. Булгакова, «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта, «Прыгучий мышонок» И. Иванова – поистине её режиссёрские удачи.

Следующие года были тяжелыми, менялись главные, и театр поскрипывал всем своим существом, но жил и надеялся на лучшее...

В феврале 2005 театр возглавил новый человек – директором театра стал Александр Бахарев. Как говорится, начался новый период.

Со времени своего открытия и по сегодняшний день у нашего театра есть свое узнаваемое лицо, индивидуальность, выраженная в том, что создавалось и создаётся на его сцене. Ему присущи особая атмосфера творческой свободы, полёта фантазии, куража. Это отмечает каждый, кто хотя бы раз побывал на наших спектаклях.

Сегодня в труппе театра 31 артист, из них 7 – заслуженные артисты РФ (Генрих Казарьян, Александр Романов, Александр Евдокимов, Галина Лебедева, Виктор Дегтярёв, Сергей Коноплев, Ольга Лепоринская), и две актрисы, имеющие почетный знак «Почетный работник культуры и искусства Тверской области» – Надежда Антиох-Вербицкая и Дина Серебрякова. Многие артисты театра постоянно сотрудничают с кинематографом, снимаются в популярных сериалах и крупномасштабных картинах: Андрей Иванов, Александр Романов, Сергей Коноплёв, Галина Лебедева, Марина Федотенкова, Елена Соколова, Иван Иванов, Игорь Лебедев. В театре появилась перспективная молодежь – Дарья Астафьева, Елена Фомина, Андрей М. Иванов.

Мы по праву гордимся нашим старшим поколением. Благодаря таким актёрам как Виктор Яковлев, Дина Серебрякова, Ольга Солодухина, Надежда Вербицкая, Галина Лебедева, Генрих Казарьян в театре сохраняются преемственность и традиции.

Основу репертуара составляют спектакли для детской и подростковой аудитории. Любимые спектакли детской и юношеской аудитории – это «Русалочка», «Братец Кролик и другие...», «По Емелину хотенью да по щучьему веленью», «Питер Пэн», «Елена Премудрая». Но имеют место и постановки для взрослых по произведениям классиков (М. Булгаков, Ж. Жироду, Н. Гоголь).

Яркая режиссура, сценография и актерские работы, зрелищность и оригинальность придают спектаклю «...Забыть Герострата!» ощутимую весомость в репертуаре.

Многие постановки Тверского театра юного зрителя известны и за пределами области благодаря тому, что неоднократно становились участниками российских и зарубежных театральных фестивалей: «Радуга»(г. Санкт-Петербург), Международный фестиваль камерных спектаклей, посвящённых творчеству Ф. М. Достоевского (г. Старая Русса), «Театр детства и юности – XXI век» (г. Воронеж), Первый открытый фестиваль детских театров Поволжья им. Ю. П. Киселёва «От А до Я» (г. Саратов), Международный фестиваль детских театров под эгидой Международной ассоциации детских театров АССИТЕЖ в Турции, г. Бурса. С 2006 по 2009 год Тверской ТЮЗ принимал участие в выставке «PRO – театр», которая ежегодно проходит в Москве в рамках национальной театральной премии «Золотая маска». С 2008 года театр показывал спектакли на фестивалях Москвы, Самары, Воронежа, Владимира.

Театральный сезон 2009-2010 театр открыл спектаклем «Недоросль» Д.Фонвизина – комедией из прошлого о настоящем, режиссер-постановщик Ансар Халилуллин. Одна из самых сложных пьес классики зазвучала со сцены Тверского театра в унисон с современностью – грустно и смешно, поучительно и глубокомысленно.

В январе 2010 года главным режиссёром театра стал засл.арт. РФ Кове Адгур Михайлович, приглашенный на эту должность сразу после постановки в ноябре 2009 года спектакля-притчи по повести Дж.Стейнбека «О мышах и людях».

77-й театральный сезон прошел насыщенно и плодотворно. Премьеры – комедия Эдуардо де Филииппо «Человек и джентльмен» (март), к 65-летию Победы в ВОВ спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас» В. Гуркина.

78-й театральный сезон открылся премьерой сказки по мотивам швабского фольклора и тюрингских легенд "Петух пополам" авторов пьесы Н.Воронова и В.Ольшанского. 15 октября спектаклем "Метеор" Ф.Дюрренматта отметил свой бенефис ведущий мастер сцены, заслуженный артист России Казарьян Генрих Арменович. Новый год театр встретил музыкальным спектаклем "Чудеса под Новый год" по мотивам фильма "Приключения Маши и Вити". А весной в театре открылась камерная сцена, пригласив зрителей на премьеру сказки Михаила Бартенева "Считаю до пяти". Завершился театральный сезон яркой премьерой "Волшебник Изумрудного города" по мотивам книги А.Волкова.

79-й театральный сезон принес в театр открытие - приглашенный режиссер Роман Феодори поставил новаторский спектакль "Тартюф", взбудоражив зрительское мнение всего города.

Так что, театр живет и с каждым разом вспыхивает новыми постановками. Вот уже несколько поколений жителей Твери прошли школу нашего театра, театра добра, благородства, театра самых тонких и искренних чувств. Родители смотрят спектакли вместе с детьми, учителя со школьниками, бабушки приводят в театр внуков.

e-max.it: your social media marketing partner

Вероника Калинина

Руководитель литературно-драматургической части
news@tatd.ru
8 (4822) 34-54-64

Администрация

info@tatd.ru

PR-отдел

pr@tatd.ru

Тверь, Советская 16

Касса:
(4822) 32-09-09
(4822) 32-22-92
Пн-Вс: 11:00 - 19:00
Яндекс.Метрика