У меня есть мечта: тверская актриса раскрыла секреты поступления в театральные вузы Год только начался, у вас наверняка миллион планов в голове, как, впрочем, и у нас. Портал «ТОП Тверь» запускает новую масштабную рубрику «У меня есть мечта». Здесь мы будем общаться с представителями самых разных профессий, старясь выведать у них секреты успеха в учебе и работе на поприще мечты, а также сравним ожидания и реальность от полученных должностей, званий и постов.

Начать мы решили с театральных подмостков. Желающих стать актёрами и актрисами сейчас ничуть не меньше, чем, к примеру, потенциальных космонавтов в СССР после полёта Юрия Гагарина. Пробиваются на сцену не все, конкурс в театральные вузы огромен, а после обучения никто не гарантирует карьеры в театре и уж тем более кинолавров.

Дарья Осташевская – молодая, но уже ведущая актриса Тверского академического театра драмы. Она окончила Театральный институт имени Бориса Щукина, а в 2019 году поступила в главный театр Тверской области. Здесь актрису можно увидеть в образах Ани из «Вишневого сада», Полины из «Доходного места», Тани Сыромятовой из «Женитьбы Белугина», Сесили Кардью из «Как важно быть серьезным» и многих других. Согласитесь, немалый репертуар за три года.

Именно поэтому с Дарьей мы и решили обсудить секреты поступления и первые сложности в профессии молодого артиста.



ДО ТЕАТРА

— Почему вы решили стать актрисой?

— Вопрос, куда я пойду учиться, вообще не стоял ни у меня, ни у моих родителей – все хотели, чтобы я стала актрисой. Я с детства была энергичным ребенком, и родители отдали меня на множество кружков: театр, латиноамериканские танцы, акробатика, рисование. На уроках вокала, где преподавала бывшая солистка хора имени Пятницкого, я научилась петь вопреки: у меня был несвойственно низкий голос для девочки, одноклассники подшучивали надо мной, но меня это никогда не огорчало, я шутила в ответ и продолжала петь. Именно это упорство и сыграло, наверно, важнейшую роль в развитии актерских способностей.

— Как вы готовились к поступлению?

— Всё началось с чтецкой программы. Я узнала, что существуют театральные курсы, где можно понять, что требуется мастерам, которые смотрят абитуриентов. На курсах с профессиональными артистами мы играли отрывки из прозы, читали стихотворения, басни. Собственно, это и есть та программа, с которой приходят поступать в театральный.

Я пробовала поступить в самые главные вузы Москвы: ГИТИС, Школу-студию МХАТ, ВГИК, Театральный институт имени Бориса Щукина и училище имени Михаила Щепкина. Не знала, где улыбнется удача.


— И везде одинаковые правила?

— Да. Всех делят на так называемые десятки: то есть группы по десять человек, которые идут на первый тур. Я всегда проскакивала в самом начале, придумывая всякие истории, например, что мне срочно нужно на поезд. Не хотела перегореть: сидишь целый день, расходуешь свою энергию не в то русло, и выходишь на сцену «пустым».

И вот первый тур. Ты входишь, и не знаешь, что ожидает. Перед тобой сидят один или несколько человек, каждый рад тебе, хочет, чтобы у тебя все получилось. И если все удалось, то тебя пропускают на второй, третий туры. Иногда сразу перекидывают в «полуфинал», на конкурс. Со мной такое не раз случилось.

На конкурсе проверяют уровень вокальных возможностей, пластики, просят повторить чтецкую программу. Затем проходит коллоквиум, то есть собрание с мастером и педагогами, где с тобой говорят о жизни, пытаются понять, что ты за человек. Иногда задают каверзные вопросы по литературе. Это последняя стадия, куда ребята уже приходят с документами.

Добавим, что всем, кто рассчитывает поступить в театральный вуз, нужно сдать ЕГЭ по литературе, русскому языку и базовой математике. Будущим актерам требуется не больше 40-50 баллов за каждый предмет, — примечание редакции.

— Как сделать так, чтобы на тебя обратили внимание при поступлении?

— Приковывают внимание уверенные люди. При этом абитуриент может быть стеснительным, но не зажатым внутренне.

— Хорошо, вот мы отсеяли из тысячи триста неуверенных человек. Что дальше?

— А дальше должно совпасть ощущение мастера и то, как абитуриент транслирует себя через произведение, в чем его уникальность, неповторимость. Необходимо понимать сильные стороны: выбрать произведение, которое тебя захватывает, тебе интересно. И здесь важно не забывать, что тебе «идёт».  Вообще, по моему мнению, три самых важных столпа: обаяние, эмоциональная подвижность и умение держать на себе внимание.

— Ходит байка, что некоторых студентов просят удивить комиссию, а не читать подготовленную программу. Как это сделать?

— Да никак. Надо быть собой. Я не сталкивалась с фразой «удивите меня», но, если бы столкнулась, мне кажется, я бы сказала: «Знаете, пусть это покажется нескромным, но я просто хороший человек, а в двадцать первом веке это редкость». Думаю, они все бы удивились услышать такое от шестнадцатилетнего ребенка.

— И в какой из пяти вузов вы в итоге попали?

— Так вышло, что внутренне я хотела в ГИТИС, где даже дошла до коллоквиума. Но там ко мне подошёл мастер и сказал: «Даш, я тебе двойку поставил». Я спросила, почему, а он ответил, что есть девочка, которой 27 лет, и она не поступит, а я поступлю.
Очень обидно было. Следом я начала слетать с коллоквиумов всех театральных институтов. Забрала отовсюду документы, уже расстроилась, но в августе случилось чудо: я узнала, что почтенный мастер «Щуки», Михаил Петрович Семаков, срочно набирает курс. Именно к нему я и попала.


— А важны ли возраст и внешность для поступления?

— Чем моложе, тем лучше. Отличная практика: после девятого класса ходить на вступительные испытания, чтобы попытать свои силы. На нашем курсе учились и те, кому было за двадцать пять. Нельзя набрать весь курс молодых людей – необходимо равновесие.

Внешность уже не так принципиальна. Артист может быть некрасивым по абстрактным общепринятым рамкам, но обязан иметь обаяние и харизму. И с татуировками берут, и со шрамами.

— Можно ли поступить в вуз без связей в театральной среде? Если у тебя родители артисты, то это облегчает путь к заветной мечте?

— Даже если ты «ничей» ребенок, то все равно можно поступить. Я смогла даже бюджетное место занять.

— Уже будучи студенткой, вы слушали абитуриентов на турах. Есть у вас какой-то топ самых заезженных произведений?

— Мне кажется, что очень распространенное произведение среди поступающих – «Тихий Дон». Выбирают всегда одну и ту же сцену, где ругается Аксинья… Хотя я тоже читала «Тихий Дон», — смеётся Дарья. — Но у меня был другой отрывок, честно!

Очень любят читать «Сжала руки под тёмной вуалью…» Анны Ахматовой. Особенно шестнадцатилетние девочки. Мой мастер ненавидел это стихотворение, просто терпеть не мог. «Ну вот что ты понимаешь в этих строках?» — читалось в его глазах.


— Оставим рефлексирующих девочек и вернемся к вам. Чему вас учили в вузе?

— Сценическая речь, сценическое движение (акробатика, бой), фехтование, танцы (вальс, народные, рок-н-ролл, джаз), вокал, то есть ансамблевое и сольное пение. Мастерство актера, естественно. Литература, история театра и искусств, педагогика. Сердцевина актёрской профессии – это внимание. Нужно следить за тем, что происходит в кулисах, с моим партнёром, со светом, музыкой, зрителями. Это очень много точек внимания. Но этим навыком может овладеть каждый, если потренироваться.

Часто ловлю себя на том, что, когда еду в метро, всегда непроизвольно за кем-то слежу и придумываю биографии незнакомых людей: откуда едет эта женщина, куда, что у нее за жизнь такая непростая.

— А учили, как заплакать на сцене?

— Не знаю, как это дело обстоит в других институтах, но наш мастер всегда обучал нас быть обучаемыми. «Станиславский, — говорил он, — это очень хорошо, но у каждого актёра должна быть своя система». Как я плачу на сцене? Есть вера в предлагаемые обстоятельства. В третьем действии «Вишневого сада» в постановке Александра Павлишина моя героиня плачет около десяти минут. Это случается произвольно, благодаря абсолютной вере в то, что происходит на сцене. Аня – брошенная девочка, сирота. Отец и брат умерли, мать не заинтересована в ней, неродной сестре не доверишь всего. И вот она теряет последнее, что ее греет – родной дом, полный светлых воспоминаний. Как тут не заплачешь?



ТЕАТР

— Как вы попали в Тверской театр драмы?

— Отучилась, а дальше проходила «просмотры» в разных театрах. Молодые выпускники, можно сказать, вспоминают поступление в вуз, но попасть в театр намного сложнее. К тому же в Твери вообще нет таких показов: никто с тобой не будет договариваться, так что попасть сюда – неимоверно сложно. Тебе могут просто сказать: «Нет». Мне повезло, что театру нужна была актриса моего типажа.

— Ваши ожидания от работы в театре совпали с действительностью?

— Да. Я начала смотреть спектакли, которые здесь дают, и была в восторге.

— Вы работаете в коллективе заслуженных и народных артистов России. Если они вам что-то советуют, на чем-то настаивают, их слово закон?

— Их слово закон. Следующий вопрос.

Шучу. У таких мастеров, любой совет – это забота. У них – опыт и мастерство. Это не закостенелые люди, многие заслуженные и народные посовременнее нас будут. Так что получить их направление, помощь – подарок.

— В театре много платят?

— Всем по-разному. Зависит от звания, стажа, количества и градации ролей…. У артистов масса разных вариантов заработать: мы можем преподавать, вести мероприятия, сниматься в кино.

— Над какими образами Вы сейчас работаете?

— Сейчас идет работа над камерным спектаклем «Калека с острова Инишмаан», это дипломная режиссерская постановка у Никиты Бахметьева. Мы с ним говорим на одном творческом языке, имеем схожие взгляды, поэтому работать – одно удовольствие. Спасибо Никите за то, что он дал попробовать мне нечто иное в этой работе. Обычно мне достаются лирические героини, которые летают в облаках, а тут предстоит исполнить образ приземленной барышни, рано повзрослевшей, со сломанной судьбой. На первый взгляд, она злой и потерянный человек, и многим может показаться хамкой, хабалкой. Но как по мне, она значительно глубже.

Я очень счастлива вновь поработать с Геннадием Викторовичем Шапошниковым над образом Бьянки в премьерном спектакле «Укрощение строптивой» по Уильяму Шекспиру. Премьера намечена уже на 11 марта, но я чувствую, что пока рано говорить о героине со 100% уверенностью. На первый взгляд, это моя любимая лирическая барышня… или притворяется ею. Жду премьеру с воодушевлением.

Героиня нашей рубрики Дарья Осташевская смогла найти баланс между призванием и работой, они у нее слились в одно целое. Надеемся, вам тоже удастся сделать это, а советы Дарьи помогут осуществить заветную мечту.


Оригинал на https://toptver.ru/histories/u-menja-est-mechta-tverskaja-aktrisa-raskryla-sekrety-postuplenija-v-te...