На проклятом острове пропадают зря: Никита Бахметьев и Мартин Макдонах встретились на тверской сцене На малой сцене Тверского академического театра драмы премьера. Спектакль «Калека с острова Инишмаан» необычен уже тем, что это дипломная работа актера Никиты Бахметьева, выпускника факультета театральной режиссуры в Щукинском училище. И, пожалуй, впервые на тверской сцене пьеса Мартина Макдонаха – автора известного, парадоксального и спорного.

У нас Макдонаха знают как режиссера, сценариста: «Семь психопатов», «Залечь на дно в Брюгге» и триумфальной картины «Три билборда на границе Эббинг, штат Миссури», за которую Макдонах получил множество премий, включая «Оскара» за лучший фильм 2017 года. Все эти регалии заслоняют от нас главное, что Макдонах киношник лишь во вторую очередь, а прежде всего, он рассказчик, сочинитель историй, драматург. Он начинал с сочинения пьес для радио, он много раз признавался, что больше всего он любит рассказывать о людях. Сам Мартин Макдонах вырос в семье уборщицы и подсобного рабочего на стройке, он вырос в самых что ни на есть социальных низах, и герои его историй, пьес и фильмов – такие же простые работяги, жители захолустий, те самые «маленькие люди», которых особенно любила русская классическая литература. Возможно, именно этот интерес к «маленькому человеку», к судьбе людей, чьи страсти, мечты и жизни остаются неразличимыми на фоне большой истории, и привлек Никиту Бахметьева, выбиравшего пьесу для дипломного спектакля. Выбор, следует признать, умный, тонкий, неожиданный.

В чем-то пьеса Мартина Макдонаха отражает личность самого Никиты Бахметьева. Он хороший актер, со своеобразной нервной пластикой, с ощущением непрерывной внутренней работы, даже когда он присутствует на сцене в небольших ролях – чем-то напоминает Александра Кайдановского (тоже, кстати, сменившего актерскую профессию на кресло режиссера). «Калеку с острова Инишмаан» в российских театрах любят, ставят часто, но в Твери Мартина Макдонаха ставят впервые. Нельзя было не заметить оригинальную промо-кампанию премьеры, когда еще задолго до первого представления в соцсетях стали появляться фотографии актеров в образе персонажей пьесы Макдонаха – довольно необычный прием.

Понятно, почему пьеса так популярна. Она неоднозначна, амбивалентна, может обернуться и комедией, и социальной драмой, и причудливой фантазией, и философской притчей. Вот остров Инишмаан где-то у берегов Ирландии. Тяжело там живется. Все одеты в серое, старое, поношенное. В магазине на прилавке один зеленый горошек. Новостей нет, разве что гусь укусил кошку, и это обсуждают неделями. Быт островитян обставлен какими-то грубыми, простыми, некрасивыми вещами – бочки, лодки, банки. И сами они как консервные банки – грубые, серые, однообразные. И дни их как банки с зеленым горошком похожи одна на другую. И в разговоре они по три раза произносят одну и ту же фразу. И вдруг…

И вдруг сонный мирок островной жизни взрывает известие о том, что на соседний остров приехали голливудские режиссеры делать кинопробы для фильма! И победителя увезут с собой в Голливуд, и у него будет совсем другая жизнь. А жители Инишмаана все как один мечтают когда-нибудь уехать с проклятого острова, уехать в другую жизнь. Вот только повезет самому ничтожному и презираемому жителю острова – калеке Билли, уродцу с кривой ногой и вывернутой рукой. Именно его американские киношники возьмут с собой в Голливуд. Вот только жизнь на острове уже никогда не будет прежней. Кстати, в основу сюжета пьесы положен реальный факт: в 1934 году на западном побережье Ирландии действительно снимали фильм о местных рыбаках, который вышел в прокат под названием «Человек из Арана». Афиша с этим фильмом появится и в спектакле!

Особенность этого произведения – что все персонажи показаны так, что до конца пьесы невозможно сказать, хороший он или плохой. Вот местный собиратель новостей Джонни Паттинмайк по прозвищу Пустозвон (актер Никита Березкин) – разносит по острову сплетни, все его презирают, но в конце окажется, что он когда-то совершил благородный поступок. А вот Хелен Маккормик – жестокая, властная, склонная к насилию, но и ее сердце открыто для милосердия. Да и сам Калека Билли (отличная работа Сергея Бескакотова, одна из лучших в творческой биографии актера), казалось бы, единственный положительный герой в этой истории на самом деле успеет предстать перед нами и обманщиком, и интриганом. Может, и прав его герой, который произносит слова, что вот он – калека внешне, а все прочие жители острова – калеки внутри. Хотя именно благодаря Калеке Билли его соседи предстанут перед нами чистыми душами, даже если светлые помыслы до поры до времени скрыты под серыми одеждами, грубыми нравами и ужасными манерами.

Отмечу великолепную сценографию спектакля, придуманную Николаем Юдиным – скупую, лаконичную и одновременно стильную. Нельзя не отметить замечательную работу актрисы Яны Голубевой, исполняющую роль Кейт, одной из тетушек Билли. Казалось бы, в пьесе это не самый главный персонаж, но актриса придумала для своей героини необычные трактовки образа, какие-то словечки, жесты, мизансцены – и ее игра завораживает, оторваться невозможно. «Калека с острова Инишмаан» - вдохновенный гимн людям, тем самым, кого принято называть «простыми», но они никогда не будут простыми, оставшись противоречивыми, переменчивыми, способными удивить нас своими поступками и словами. «Калека с острова Инишмаан» — многогранная постановка. Местами она смешит, но чаще (соразмерно заявленному жанру драмы) — заставляет задуматься. Впрочем, свои выводы каждый зритель сделает сам. Мы же отметим, что режиссерский дебют Никиты Бахметьева на тверской сцене состоялся, и это талантливая, многогранная, красиво придуманная и сделанная постановка. Поздравим Никиту и его коллег с несомненной творческой удачей.

Автор - Владислав Толстов, "Тверские ведомости"
Оригинал на https://vedtver.ru/news/society/