
Раскольников и его бесы. В Твери прошла премьера «Преступления и наказания»
Тревожные сны Раскольникова, попытка передать его переживания через танцы и пластику, а философию Достоевского – через диалоги, нарочито мрачные тона и простые декорации – такой стала постановка «Преступления и наказания» (16+) в Тверском академическом театре драмы.На премьере спектакля главного режиссёра театра Александра Павлишина, состоявшейся 25–27 апреля, побывала корреспондент издания tver.aif.ru. Удалось ли за 2 часа 40 минут на тверской сцене передать основные посылы сложнейшего романа Фёдора Достоевского?
Нескучная классика
Следовать автору и одновременно, как парадокс, вносить в постановку что-нибудь современное, по возможности не допускать длинных рассуждений, которые молодые зрители наверняка посчитают скучными – вот непростая задача для режиссёров и сценаристов, замахивающихся сегодня на «наше всё»: фундаментальные классические произведения.Александр Павлишин (по произведениям классиков поставил в Тверском драмтеатре такие спектакли, как «Мастер и Маргарита» (16+), «Отцы и дети» (16+), «Три сестры» (16+), «Вишнёвый сад» (16+), «Пиковая дама» (12+)) разрешил её в «Преступлении и наказании» с помощью ярких и очень тревожных снов Родиона Раскольникова, через диалоги героев, а главное – точной и ёмкой выборкой ключевых цитат из произведения. За одним только исключением, на взгляд автора этой рецензии, у него это получилось.
Старшеклассникам, изучающим «Преступление и наказание» в школе, достаточно очень внимательно внимать коротким фразам из уст актёров, чтобы ухватить суть философии великого автора. Читать книгу, конечно, всё равно нужно. Но вкупе со спектаклем воспринимать её будет легче.
Будоражащие сны
Постановка начинается с будоражащего танца толпы. Режиссёром по пластике для данного спектакля пригласили из Москвы Артура Ощепкова. В столице он сотрудничает с театрами Романа Виктюка, «Ленком», театрами имени Станиславского, имени Вахтангова и другими. Тверичанам известен по спектаклю «Щелкунчик мастера Дроссельмейера», поставленном в Театре юного зрителя в 2017 году.Общий тон тревоги, истерики и каких-то «рваных» движений, сопровождающий затем в спектакле драмтеатра все сны Раскольникова (а танец оказался именно сном главного героя) навевает мысль, что студенту, придумавшему теорию о «тварях дрожащих» и «людях избранных», снились бесы.
Да, «Бесы» – это совсем другое произведение Достоевского, но пересечение прослеживается. Позже Раскольников, делясь своими мыслями и чувствами с Соней Мармеладовой, произносит: «Уж не дьявол ли меня искушает?» Очень похоже.
В последующих снах на том же настроении, том же фоне появляются и другие цепляющие моменты: петля, в которую входят и выходят люди, танец с топорами, великан, преследующий Раскольникова… Весь спектакль студенту нет покоя. Его терзают то самый страшный грех – гордыня, то страх, то обида, то угрызения совести.
Остаётся только догадываться, каких душевных сил далась эта роль молодому актёру Александру Мусте. Исполнил он её блестяще – очень нервозно, что передаёт характер и метания героя. И проблема, признаться, остаётся крайне актуальной: а разве сейчас нет теорий, способных буквально выкинуть жизнь человека псу под хвост? Вот и думайте, молодёжь: поддаваться таким теориям или не поддаваться.
Маленький Наполеон
Ещё одной находкой режиссёра стал образ маленького Наполеона (его роль исполняет Никита Тарасов – тверичанам он знаком по роли кота Бегемота в «Мастере и Маргарите»), то и дело появляющийся на сцене. Это он – тот самый «избранный», с которым Раскольников так хотел попасть в одну категорию.Наполеон искушает и злит, фактически символизируя те самые непомерные амбиции, способные привести человека к преступлению. «Почему одних после убийств отправляют на каторгу, а другим памятники ставят?!» – задаёт резонный вопрос Раскольников. Не в бровь, а в глаз! Действительно, почему?
Несчастья, в которые неизбежно погружается человек, сотворивший зло, в спектакле в Твери также подчёркивают мрачные тона и очень простые декорации, как бы говорящие о том, что антураж во всей этой истории – вообще не главное. А ещё о том, что такие мыслители, как несчастный студент Раскольников, не видят ни света солнца, ни красоты природы, ни великолепия Петербурга – ничего.
Раз уж в голове и в сердце появилась столь ужасная по сути своей теория, то она займёт весь воспалённый ум. Родион не хочет работать, бросил учёбу… Главное для него – насладиться обидой на весь белый свет и проверить, «тварь ли он дрожащая или право имеет».
Столб света на Раскольникова и Соню проливается, лишь когда они читают отрывок из Библии о воскрешении Лазаря. Именно Соня не раз призывает Родиона к покаянию, верит в Бога, в то, что всё может закончится хорошо, если проявить уже добрую, а не злую волю.
Актёры и судьбы
Из других ролей особенно хочется отметить заслуженную артистку Дарью Плавинскую, сыгравшую очень ярко и реалистично жену (а затем вдову) Мармеладова Катерину Ивановну. Проникаешься драмой этой женщины, её беспросветной нищетой, болезнью, горем матери, не знающей, чем кормить своих детей.Роль следователя Порфирия Петровича на премьерных спектаклях исполнил Константин Василенко. Сыграл добротно, спокойно, ровно. В последующих постановках его иногда будет заменять прима театра Тарас Кузьмин. Интересно, какую нотку он принесёт в характер героя? Между прочим, в фильме 1969 года Порфирия Петровича сыграл Иннокентий Смоктуновский, удостоенный за эту роль Государственной премии РСФСР.
Старуха-процентщица изображена в спектакле как сгорбленная, совсем уж ветхая старушенция, противная-препротивная. Её образ усиливает посыл Достоевского о том, что переступать через кровь нельзя никогда. Вообще. Даже если речь идёт о таком вредоносном и жадном персонаже. Даже если ты обоснованно считаешь себя намного лучше его. Даже если его жизнь никому не нужна, а смерть принесёт облегчение многим.
Кстати, в последнее время укоренился фейк о том, что старухе-процентщице на самом деле было 42 года. Это не так. Достоевский описывал её как «крошечную, сухую старушонку, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками».
Человеку нужен воздух
В спектакле довольно много знаковых фраз, к которым стоит прислушаться. «Ах, эти вечные Сонечки! Будут, покуда мир стоит», «А как вы предлагаете отличать «особенных» людей от «дрожащих тварей»? Может, им нужно одежду специальную выдавать, или уже при рождении знаки отличия на них имеются?», «Всякому человеку должно быть к кому пойти»… И, наконец, особенно актуально звучащее: «Человеку нужен воздух».Да, не только пороки и бедность загоняют в угол героев романа Фёдора Михайловича – Раскольникова, его сестру Дуню, его маму, Сонечку Мармеладову, Катерину Ивановну – но ещё и одиночество, и несвобода: невозможность дышать полной грудью.
В спектакле также чётко прослеживается идея о необходимости покаяния. О том, что искреннее раскаяние и желание исправиться открывает перед человеком новую жизнь. В спектакле мы видим, как мечется студент, не желающий признать свою теорию абсурдной, а себя – обыкновенным, а не «избранным». Как отсутствие раскаяния сжигает его изнутри.
Очень трогательный и знаковый диалог Раскольникова с матерью, где наконец-то многократно звучит слово «любовь». Да, о матерях своих вот такие «теоретики», идя на преступление, почему-то не думают. И делают своих мам глубоко несчастными. Старо, как мир.
А вот то, что в постановке прозвучало не очень выпукло: посыл Достоевского, что, единожды перешагнув через кровь, человеку легко сделать это и во второй раз, потому что ворота злу уже открыты. Ведь недаром он «подсовывает» Раскольникову не только старуху-процентщицу, но и ни в чём не повинную её родственницу Елизавету, которую студент тоже убивает.
В спектакле его преступление усиливается тем, что обнаруживается беременность Елизаветы на шестом месяце, то есть неосознанно лишается жизни ещё один человек. Это сильный ход, но причины, по которым на это обращают внимание зрителей, раскрыты не вполне ясно.
Всё ли актуально?
Наконец, освежив благодаря спектаклю в своей памяти «Преступление и наказание», невольно задаёшься вопросом: а всё ли в этом романе актуально сейчас? Пожалуй, не всё. И слава Богу.Если современным студентам, живущим в Питере, сказать, что в 23 года никак невозможно заработать себе на жизнь, они подумают, что с ними разговаривает человек ну совсем уж не от мира сего. Ровно как и о том, что молодые здоровые девушки – такие, как Соня и Дуня – умрут с голоду, если не начнут заниматься проституцией или не вцепятся в какого-нибудь дрянного дельца Лужина и не выйдут за него замуж.
Маме Раскольникова 42 года. Сейчас она считалась бы женщиной в самом расцвете сил: масса возможностей сделать карьеру и устроить свою жизнь. Общество шагнуло далеко вперёд. Спасибо и феминисткам, в своё время сыгравшим в этом немалую роль, и социальными гарантиям.
Однако, может, я не права? И сейчас найдутся и такие студенты, и такие девушки, и такие женщины средних лет, которые абсолютно беспомощны перед реальностью и просто не хотят видеть никаких возможностей и ими пользоваться. Но это уже совсем другая история.
Елена Семко. Еженедельник "Аргументы и Факты". АиФ в Твери. 02-05-2025
Фото - Олег Метлин