Шедевр с острова Тверской драм: мнение о премьере по Макдонаху в Твери В Тверском театре драмы представили постановку с рейтингом «18+», который указан вполне заслуженно.

Это худшее, что я видел когда-либо в театре, это сквернословие, пошлость и мерзость. Как вообще такое можно ставить?! Так бы я написал, если был бы слепо-глухо-немым. Но я не калека, во всяком случае в физическом плане, в отличие от главного героя произведения. В Тверском театре драмы представили премьеру «Калека с острова Инишмаан» по пьесе Мартина Макдонаха. В своей дипломной работе артист Никита Бахметьев в качестве режиссёра выложился не просто на 100%, а, можно сказать, создал прецедент.

Прецедент, ибо пьеса известного ирландца Мартина Макдонаха (впрочем, как и его фильмы «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури») наполнена парадоксами, чёрным юмором, крепкими словечками, но при этом сюжет извивается, как змея, а темы жизни, смерти и любви не просто подняты и раскрыты, а также тонко вписаны в контекст.

Не дыра

Пьеса повествует о судьбе калеки Билли (арт. Сергей Бескакотов), живущего на острове Инишмаан близ Ирландии. Вернее не так – Калека Билли. На этом богом забытом куске суши площадью 9,12 квадратных километров, как и во многих закрытых сообществах, жизнь течёт по-особенному. Небогатые жители занимаются рыбной ловлей, сельским хозяйством и, конечно же, сплетнями. Всем дали прозвища, все про всех ужа давно всё знают.

Все дни похожи один на другой. Эти повторяющиеся моменты выражены как в тексте произведения, когда две сестры спрашивают друг у друга по несколько раз одно и тоже, подросток никак не может взять в толк, что «Ментоса» в лавке нет, а обыватели занимаются одним и тем же, так и в сценическом воплощении – единая цветовая гамма костюмов, минимализм в декорациях, минимум действий не на сцене, повторяющаяся песня на ирландском языке.

Вот ДжонниПатинмайк (арт. Никита Берёзкин) со страстью и назойливостью рассказывает последние новости про поцапавшихся гуся и кошку, выкинутую в море книгу или иные мелочи жизни. Более глобальных тем нет. Артист филигранно проживает на сцене каждую секунду играя роль сплетника и пройдохи. Суетливые движения, напористые вопросы, резкий тон голоса. Грамотно подобрано всё – и движения плеч, и наклон головы. Скандалист. Но скандалист, в чьём сердце есть место состраданию.

В целом, конечно, если перебирать в голове все созданные актёрами образы, сложно остановиться на каком-то одном. Вероятно, впервые за десятилетнюю историю активного посещения театра драмы, не могу выделить чью-то работу. Это просто кусочки одной прекрасно выполненной мозаики. Режиссёр-постановщик Никита Бахметьев сделал грамотный ход – он опирался на сильные стороны своих коллег, на их органику.

У каждого исполнителя виден блеск в глазах, каждый, по-простому выражаясь, кайфует от собственной работы. А вот, что касается трудности поставленной задачи, то я выделил бы работу Сергея Бескакотова. Его Калека Билли – это молодой человек 19 лет со скрюченной рукой и переломанной ногой. Нужно просто снять шляпу – насколько чётко в физическом плане Сергей соблюдает это условие, согнув руку и подволакивая ногу. Кроме того, актёр смог показать всю глубину образа Билли, который, как задумал драматург, не просто картонка с надписью «инвалид».

Особенно ярко это высвечивают эпизоды, в которых герой радуется встрече со своими тётушками, но при этом другим людям говорит о том, что вырваться с острова – это прекрасная возможность попробовать свои силы.

Что ж, перефразируя фразу из пьесы, не такая уж дыра Тверь, если в ней решили поставить спектакль по пьесе всемирного известного режиссёра и драматурга.

Сквозь слёзы

Вся проблематика и экзистенциальные вопросы «Калеки» не были бы столь привлекательны, если бы их не связывал юмор. Шутки, по временам грубые и пошлые, похожие больше на издёвки, во-первых, отлично обыгрывают тему инвалидности («калека дурацкий», «слабак хренов», «за искореженную руку тебя подержать» и т.д.), во-вторых, подчёркивают грубость нравов на острове Инишмаан. Такая лексика маркирует народ, который не привык постигать науки или читать книги.

Особенно показательно в этом плане то, как ведёт себя юная девушка Хелен (арт. Дарья Осташевская). Она груба, ни с кем не церемонится, за словом в карман не лезет. Но за этой бронёй из показной холодности скрываются чувства. Дарья Осташевская прекрасно сыграла свою героиню с точки зрения языковой характеристики, благодаря природным данным голос актрисы помогает дополнить суровый образ. При этом очень чётко считывается посыл «мне не хватает Билли», когда на деле звучит «да чтоб он утонул!».

Юмор заключается и в том, что все с благоговением отзываются об американцах, которые приехали снимать фильм на соседний остров Инишмор. Будто это какие-то боги, которые спустились на землю, чтобы принести благодать людям. Голливуд кажется каким-то раем на земле.

Впрочем, произведение было написано в 1996 году. Тогда действительно ещё не было принято по-особенному относиться к инвалидам, внедрять принципы инклюзивности, по которым в актёрском составе обязательно должны быть афроамериканец, женщина, мексиканец, а ещё лучше – человек с ограниченными возможностями здоровья. Это всё вошло в моду, во многих случаях для галочки, много позже.

Ложь во благо

Как постановщик Никита Бахметьев использовал любопытный приём, который, можно сказать, задаёт направление движения. Это деревянные подмостки на сцене. Они выполняют роль декорации, обозначающей близость моря, этаких частей причала, но при этом дают возможность исполнителям ходить по определённым траекториям, и это смотрится эффектно. Представьте человека, который просто ходит зигзагами, и человека, который делает это по деревянным «дорожкам».

Также интересна такая деталь, как первая фраза спектакля: «Это так же просто, как лгать». Она взята из прямой речи Гамлета и не только отсылает нас к великому классику английской литературы, но и показывает, что у каждого героя «Калеки» свои скелеты в шкафу, все могут пренебречь чужими интересами ради собственной выгоды.

Если рассматривать другие элементы, отсылающие нас к чужим произведениям, то можно заметить, как Марти Макдонах следует традициям своего соотечественника Сэмюэля Беккета. Это, в частности, повторяющиеся фразы героев, абсурдность бытия, выраженная в необычных сюжетных поворотах и т.д. На мой взгляд, как режиссёр Никита Бахметьев трепетно сохранил эту особенность литературного первоисточника. В постановке за эту часть отвечает блестящий дуэт актрис Татьяны Лугачёвой и Яны Голубевой. Одна тётушка донимает другую повторением одинаковых фраз.

Спектакль грубый, честный и прямолинейный. Как правда, которая порой колет глаза.

Единственный минус – многое построено на интриге. Но в первый раз получаешь необыкновенное удовольствие от сюжетных поворотов, которые каждый раз шокируют. Скажу лишь, что зрителя ждёт несколько псевдофиналов. Так сказать, эффект матрёшки. Два часа пролетают абсолютно незаметно.

Так, что бы я написал, если нужно было коротко сказать о новом сценическом произведении на малой сцене? Пожалуй, эту дипломную работу можно внести в список «Лучшие дипломные работы выпускников режиссёрских факультетов».


Автор - Степан Каменев. 
Портал "Твериград" - https://tverigrad.ru/publication/shedevr-s-ostrova-tverskoj-dram-mnenie-o-premere-po-makdonahu-v-tve...