Возникновение Тверского театра связано с общим подъемом русской национальной культуры в России в середине 18-го столетия. В придворных и демократических кругах общества возрастал интерес именно к русскому театру (иностранные театральные труппы появились при дворе еще в конце 17-го века). Первые постоянные театры организуются при учебных заведениях и богатыми дворянами (Шляхетском корпусе — 1749, МГУ — 1756). В Москве, Петербурге, Ярославле создаются постоянные труппы, устраиваются театральные представления. К ним следует присоединить и Тверь, опираясь на документы и исследования, проведенные еще в 1920-е годы.
Тверской театр образован в 1745 году при Тверской духовной семинарии. О дате основания свидетельствует одна из самых ранних постановок Ивана Лятошевича, сохранившая в рукописи название: «Синопсис или краткое видение декламации Высочайшему дню рождения императорского величества 1745 году,месяца февраля... дня в присутствии Митрофана, архиепископа Тверского и Кашинского от Семинарии Тверской в двух действиях изображенный». Семинария располагалась при Федорском монастыре на острове при впадении Тьмаки в Волгу, и профессиональный театр здесь просуществовал около 30 лет, явившись родоначальником городского театра. Выйдя из стен духовной семинарии, Тверской драматический театр стал одним из тех ростков русской национальной культуры, из которых с приходом великого драматурга А. Н. Островского в середине 19 века развился русский национальный театр. В 1787 году было построено первое здание для городского театра. Спектакли давались и в специальных зданиях и общественных помещениях. Вслед за пьесами М. И. Веревкина ставятся пьесы И. А. Крылова. В Твери он пишет свою первую комическую оперу «Кофейница». В начале 19 века театральную труппу Тверского театра составляло «Вольное дворянское общество» (1801). В 1848 году купцом Сутугиным было построено новое здание театра. Труппа для него сформировалась из выпускников Московской школы. Здесь играется знаменитая комедия Н. В. Гоголя «Женитьба». К 1879 году театр обосновался в здании Общественного собрания. В 1888 году Общественное собрание, а с ним и театр были переведены в здание Гостиного двора, построенного при Екатерине II на Миллионной улице, для чего это помещение было реконструировано. На его месте стоит современный драматический театр.
В конце 19 — начале 20 века возникают и другие театры: на фабрике Морозова, Летний и Художественный, Железнодорожный в Дворянском собрании, театр Носова, «Новый» Мосолова(позже Тверской № 1 театр Российской Федерации, знаменитый своей первой и единственной постановкой «Великого коммунара» Трахтенберга, посвященной А. В. Луначарскому), театр Дивова. Все они в период реорганизации (1920-1926 гг.) были сведены в единый Калининский государственный театр.
Наряду с современной драматургией на сцене — «Идиот» Достоевского, «Проделки Скапена» Мольера, «Смерть Иоанна Грозного» А. Толстого, «Синяя птица» Метерлинка. С 1926 — 1931 гг. в театре работают четыре труппы. Среди них особенно выделялась труппа В.М. Брянского и Н.В. Маргаритова. В 1931 году они возглавили театр. В 1934 году здание театра было перестроено, сооружен зрительный зал на 1250 мест. Театральный сезон открылся в новом здании премьерой «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского. В 1937 году театр возглавляет С. В. Виноградов. Он же руководит и первым в городе Театральным училищем. Поставлены: «Страх» Афиногенова, «Егор Булычев и др.» и «Мать» Горького, «Отелло» Шекспира, «Фельдмаршал Кутузов» Соловьева, пьесы Достоевского, Шиллера, Островского, Лопе де Вега.
С началом Великой Отечественной войны из артистов был создан отряд народного ополчения. В сентябре 1941 года театр эвакуирован в г. Советск Кировской (ныне Вятской) области, где открылся пьесой братьев Тур и Л. Шейна «Очная ставка», а в январе 1942 года вернулся в освобожденный город. Здание театра было разрушено. 13 февраля 1942 года на сцене Калининского дома офицеров была показана пьеса К. Симонова «Парень из нашего города». В это время на долгий творческий период связал свою жизнь с Калининским драматическим театром нар. арт. РСФСР Г.А. Георгиевский (1942-1953, 1958-1967, главный режиссер). Специальные группы артистов выезжали с концертами в районы боевых действий. Только в 1943 году Тверской драматический в полном составе провел на фронте 2,5 месяца, сыграл 170 спектаклей и дал 1500 концертов. Были поставлены «Русские люди» Симонова, «Фронт» Корнейчука, «Васа Железнова» Горького, «Свадьба Кречинского» Сухово — Кобылина, «Офицеры флота» Крона (первым в стране).
В 1942-51 годах театр размещался в здании ТЮЗа. В 1951 год здание театра со зрительным залом на 800 мест было отстроено заново (архитекторы А. П. Максимов, П. В. Кухтенков, гл. конструктор Б. В. Щепетов, консультант акад. И. В. Жолтовский, руководитель работ инженер И. М. Тихомиров).
В 1950-60 гг. театр работает без дотации. О нем говорят как о высокопрофессиональном и приравнивают к лучшим столичным театрам. Среди постановок «Ревизор» Гоголя, «На золотом дне», «Приваловские миллионы» Мамина-Сибиряка, «Порт Артур» Попова, «Воскресение» Л. Толстого, «В старой Москве» Пановой, «Коллеги» Аксенова, «Нора» Ибсена и др. Работает первая студия при театре. Среди выпускников — нар. арт. СССР С.В. Мишулин, засл. арт. России. Л.Б. Борисова, К.А. Крайнов, Б.Н. Лонин.
В 1962-67 при театре создается филиал студии МХАТ. Его закончили такие известные актеры как нар. арт России. Н. В. Хонина, В. З. Гатаев; засл. арт. России В.А. Синицкий, А.С. Спивак...
В 1969 году художественный руководитель Ленинградского БДТ, народный артист СССР, лауреат Государственных премий, профессор Г.А. Товстоногов ставит на сцене Калининского театра пьесу Даниила Аля «Правду! Ничего, кроме правды!».
В разное время в театре работали режиссеры: Н.М. Церетелли, С.В. Виноградов, засл. арт. РСФСР: Д.Г. Митин, В.А. Галицкий, А.С. Сафронов, засл. арт. Лат. ССР С.Ф. Владычанский, С.К. Плисецкая; художники: Л. Н. Тимофеева, А. В. Третьяков, B. C. Солодов, Г. Л. Ратнер, Г. П. Белов, А. А. Лакшин; актеры: нар. артисты РСФСР Н. В. Гончарова, Ф. А. Дембицкая, И. П. Лобанов, В. С. Ростовцев, Е. М. Савельев, В. В. Сошальская, О. М. Холина, А. А. Вокач, А. М. Вольская, О. П. Лелянов, В. З. Гатаев, засл. артисты РСФСР Е. З. Попова, К. Г. Лаврецкий, О. В. Дроздова, В. М. Брянский, Л. Б. Борисова, А. А. Мальченко, В. К. Сурудина, А. А. Андреев, А. Ф. Годлевский, лауреат Гос. премии РСФСР В. В. Лещев, засл. работники культуры РСФСР Е. М. Ботвинников, Н. Н. Пастухов, артисты П. П. Званцев, В. К. Рассказов, А. В. Пруссаков, В. Ф. Гончаренко, П. И. Ларюшин и др.
В 1974 году театр возглавила Вера Андреевна Ефремова — художественный руководитель театра, нар. арт. России, лауреат Гос. премии РСФСР, профессор кафедры мастерства актера Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина.
В 1970-80-е годы на сцене театра «Король Лир» Шекспира (1968 — реж. А. Вокач), «Простая история» Гончарова (1966 — реж. Г. Георгиевский), «Борис Годунов» Пушкина (1974 — реж. В. Незлученко), «Царь Федор Иоаннович» А. Толстого (1974 — реж. В. Ростовцев), «Любовь под вязами» О’ Нила (1984, 1988 — реж. В. Ефремова), «Мария. Стюарт» Шиллера (1981 — реж. В. Ефремова), «Баня» Маяковского (1987 — реж. В. Персиков), «Эквус» П. Шеффера (1988 — реж. В. Персиков), «Светит да не греет» Островского и Н. Соловьева (1987 — реж. В. Ефремова), «Имя твое» Проскурина (1980 — реж. В. Ефремова), «Варвары» Горького (1980 — реж. В. Ефремова), «Звезды на утреннем небе» Галина (1988 — реж. С. Чаплыгина), «Веселенькое воскресение для пикника» Уилъямса (1986 — реж. С. Филатова), «Декамерон» Боккаччо (1982 — реж. Б. Голубовский), «Деревья умирают стоя» Касоны (1981 — реж. С. Плисецкая), «Мачеха» Бальзака (1990 — реж. В. Ефремова), «Мать» Чапека (1983 — реж. В. Персиков), «Два веронца» У. Шекспира (1987 — реж. А. Юнников), «Мать Иисуса» Володина (1993- реж. Е. Гаврилина), «Дети Арбата» Рыбакова (1988 — реж. В. Персиков), «Жестокие игры» Арбузова (1979 — реж. В. Тищенко), а также пьесы тверских авторов: «Прощание славянки» Камянского (1974 — реж. В. Шульман), «Верен тебе» Чуйкова, «Не спится ночами» Овсянникова и Михайлова (1984 — реж. В. Ефремова), «Михаил Тверской» Балашова (1988 — реж. Г. Пономарев).
Одна из интереснейших страниц в истории театра — участие в постановках Тверского драматического театра а нар. артиста СССР Юрия Васильевича Яковлева(театр им. Вахтангова) в роли Николая I в "Шагах командора" В. Коростылева (постановка С.К. Плисецкой), народной артистки СССР, лауреата Гос. премии СССР В. К. Васильевой (Московский академический театр сатиры) в роли Раневской спектакле «Вишневый сад» Чехова(1984-1993 гг.). Вместе с тверским театром она гастролировала в Германии и Греции.
В 1982 году в Тверском драматическом театре открыта Малая сцена, в 1980 году — музей.
С 1993 года на базе Тверского академического театра драмы ведется обучение студентов Тверского курса актерского факультета Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России.
27 ноября 1995 года Тверскому драматическому театру присвоено Почетное звание АКАДЕМИЧЕСКИЙ.
В. А. Ефремова бережно сохраняет традиции русского национального театра. Основное место в репертуаре занимают пьесы русской классики, любимые зрителями и долго живущие в репертуаре: «Вишневый сад» (1975, 1984, 1991, 2000 — реж. В. Ефремова), «Чайка» (1989, 1994 — реж. В. Ефремова, 1997 — реж. А. Чуйков) А. Чехова, «Последняя жертва» (1982, 1994 — реж. В. Ефремова ), «Бесприданница» (1992 — реж. В. Ефремова), «Без вины виноватые» (1995, 2003 — реж. В. Ефремова), «Волки и овцы» (1979 — реж. В. Ефремова, 1997, 1999 — реж А. Чуйков) А. Островского, «Лев Гурыч Синичкин» Д. Ленского (1993 — реж. В. Ефремова), «Анна Каренина» А. Толстого (1994, 1996 — реж. В. Ефремова), «Женитьба» Н. Гоголя (1995 — реж. В. Персиков), «Обрыв» И. Гончарова (1997 — реж. В. Ефремова), «Капитанская дочка» (1998 — реж. М. Глуховская) и «Моцарт и Сальери» (1995, 1999 — реж. В. Персиков) А. Пушкина и др. Именно русская классика стала визитной карточкой Тверского театра драмы. В репертуаре театра также зарубежные и современные пьесы: «Игра» Э. Шеффера (1996 — реж. А. Сафронов), «Укрощение укротителя» Дж. Флетчера (1998 — реж. В. Ефремова), «Милый друг» Ги де Мопассана (1999 — реж. А. Чуйков), «Колокола» Г. Мамлина (1996 — реж. З. Мирзоев), «Третий лишний» Э. Брагинского (1998 — реж. А. Халилуллин) и др.
За последние годы созданы спектакли: «Бешеные деньги» А. Островского (2000, 2002 — реж. А. Чуйков), «Любовь до гроба» А. Николаи (2000 — реж. Б. Михня), «Эксперименты доктора Ариэля» А. Касоны (2001 реж. — А. Чуйков), «Две женщины» И. Тургенева (2001 — реж. А. Чуйков), «Декамерон» Боккаччо (2001 — реж. восстановления К. Юченков), «На балу жизни» Маррела и Бернар (2002 — реж. С. Филатова ), «Елизавета против Елизаветы» Ф. Шиллера (2002 — реж. В. Ефремова), «Сублимация любви» А. де Бенедетти (2002 — реж. Б. Михня), «Любовь пани Конти» О. Заградника (2002 — реж. А. Чуйков),«№ 13» («Беспорядок») Р. Куни(2003 — реж. Б. Михня), «Темные аллеи» Вересаева, Маркевича, Бунина (2003 -реж. Н. В. Плавинская), «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского(2003 — реж. В. Ефремова), «От четверга до четверга» А. де Бенедетти (2004 — реж. Н. Бутрехин). «Двенадцатая ночь, или что угодно» У. Шекспира (2004 — реж. В. Персиков).
Труппа театра одна из сильнейших в России: нар. арт. России Н. Хонина, А. Чуйков, К. Юченков, И. Андрианова, В. Рычкова, Л. Брусин,; старейший мастер сцены М. Сбитнева; засл. арт. России Н. Бутрехин, С. Плотников, В. Синицкий, В. Чернышов, Г. Пономарев, В. Мартьянова, З. Мирзоев, И. Кириллова; артисты театра З. Андреева, Н. Бурдина, Л. Васильева, В. Грибков, Т. Жукова, А. Журавлев, В. Кулагин, Л. Лепехина, Л. Линская, Б. Лифанов, Б. Михня, Л. Павленко, Н. Плавинская, А. Сафронов, С. Филатова и др. Молодые артисты, выпускники Тверского курса Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, ученики. В. Ефремовой и А. Чуйкова: О. Крылова, Д. Плавинcкая, А. Павлишин, А. Панкова, Б. Бедросов, И. Погодина, И. Князюк, Е. Филатова, Е. Всеволодова стали украшением театральной труппы.
В театр на постановки спектаклей постоянно приглашаются другие интересные режиссеры от известных мастеров до дипломников режиссерского факультета РАТИ. В разное время в театре осуществляли постановки: нар.арт. России Б. Голубовский, Г. Корольков, Р. Агамирзян, Д. Бертман ; засл. арт. Таджикистана М. Велихова; засл. деятели искусств В. Кове, В. Синицын, В. Персиков; А. Юнников, Д. Черняков, А. Абрамов, В. Рыжий, С. Чаплыгина, С. Махно, А. Халилуллин, М. Глуховская.
Целый ряд спектаклей поставлен актерами театра: Н. Бутрехиным, А. Чуйковым, Г. Пономаревым, А. Сафроновым, С. Филатовой, Л. Лепехиной, З. Мирзоевым, Б. Михней, В. Синицким, Н. Плавинской.
Плодотворно работал в театре художник - сценограф, засл. художник России Е. Бырдин. и засл. художник России А. Иванов. В настоящее время главным художником театра является - Н. Юдин.
Театр много и успешно гастролировал как по стране, так и за границей. Дважды побывал в Греции (Афины) со спектаклями«Вишневый сад» Чехова и «Анна Каренина» Толстого(российско-греческий проект, в роли Анны Карениной — греческая актриса Т. Лигари, спектакль исполнялся на русском и греческом языках), а также в Германии (Оснабрюк, Дюссельдорф) со спектаклями «Чайка», «Вишневый сад» Чехова, «Провинциальный бенефис» Островского и др.
Спектакль «Анна Каренина» поистине стал ярчайшим событием в культурной жизни России и за рубежом. Был с большим успехом показан на сцене Санкт-Петербургского академического театра драмы им. А. С. Пушкина(1995 г.), МХАТа имени А. П. Чехова в рамках программы «Национальное достояние России»(1996 г.) , в городах Ярославле и Калуге(2000 г.).
Тверской академический театр драмы постоянный участник театральных фестивалей и конкурсов. Так в 1993 году спектакль «Лев Гурыч Синичкин» Д. Ленского участвовал во втором Всероссийском театральном фестивале им. М.С. Щепкина «Актерские звезды России» в г. Белгороде. В том же году спектакль «Бесприданница» Островского принял участие в театральном фестивале Центра России в г. Калуге. В мае 2000 г. театр принимал участие в Первом Международном фестивале, посвященном 250-летию Первого Российского профессионального драматического театра, который проходил в г. Ярославле. В том же году в июне состоялись гастроли в г. Калуге.
В декабре 2000 года состоялись успешные гастроли в Санкт-Петербурге, где на сцене Александринского театра были показаны спектакли: «Вишневый сад» Чехова, «Обрыв» Гончарова, «Волки и овцы» Островского, «Старые русские» Б. Рацера, «День рождения кота Леопольда» А. Хайта.
Театр — участник 1-го Всероссийского фестиваля старейших театров России в г. Калуге в 2002 году. На этом фестивале с успехом был показан спектакль «Вишневый сад» Чехова/
В июне 2003 года состоялись гастроли в Германию (г. Оснабрюк), где были показаны спектакли «Вишневый сад» Чехова и «Бешеные деньги» А. Островского.
В октябре 2004 года театр с большим успехом показал в Москве на сцене Малого театра 5 своих спектаклей : «Анна Каренина» Толстого, «На всякого мудреца довольно простоты» Островского, «Елизавета против Елизаветы» Шиллера, «Двенадцатая ночь, или что угодно» Шекспира, «Михаил Тверской» Балашова. В 2006 году участвовал в фестивале спектаклей «Островский в Доме Островского»(Малый театр), где показал спектакль «Не разрушай моих надежд» («Невольницы»). Этот же спектакль в том же году был показан в московском театре «Геликон-опера», а в 2007 году — на театральном фестивале-конкурсе имени Николая Хрисанфовича Рыбакова в Тамбове.
Театр постоянно участвует в региональном театральном фестивале «Тверское золотое кольцо». Традиционно ежегодными являются сельские гастроли. Труппа театра всегда с большим желанием выезжает в область и встречает там теплый прием и огромную зрительскую благодарность.
Тверской академический театр драмы — лауреат конкурса газеты «Культура» «ОКНО В РОССИЮ» в номинации «Театр года» (1999 г.).
В 2003 г. издана книга-альбом «Тверской академический театр драмы. 250-летию драматического театрального искусства Твери посвящается», автор-составитель Н. В. Плавинская, главный редактор А. С. Бутузова-Зюзина. В 2001 году по результатам конкурсов, проведенных Министерством по делам печати и СМИ РФ и Министерством культуры РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства, книга-альбом «Тверской академический театр драмы» вошла в Федеральную программу «Книгоиздание России» и получила грант Президента Российской Федерации. Книга удостоена литературной премии им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (2004 г.).